Выставленный в музее Каслинский чугунный павильон изготовлен на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена и создан им как выставочная витрина Кыштымского  горного округа для всемирной выставки 1900 года в Париже, на которой он был удостоен гран-при по отделу горного дела и металдургии.


Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Первый чугунный Павильон в России был изготовлен мастерами Каслинского литья в 1860 году для Нижегородской ярмарки. С 1860-х годов изделия мастеров Каслинского чугунного литья регулярно демонстрировались на различных российских и международных выставках и  павильоны служили для привлечения внимания зрителей к выставляемым в них шедеврам чугунного литья.  Одним из первых таких павильонов стал павильон, выполненный по проекту А. И. Широва, который был  показан на Нижегородской выставке 1960 года. Ширшов выполнил эскиз павильона и привёз его в Кыштым. В Кыштыме в создании его деталей, в течение 9 месяцев участвовали около 30 мастеровых. Затраты на производство составили 3667 рублей — баснословная по тем временам сумма. Павильон был выполнен в виде куба высотой со штандартом на верху около 9 метров с ответвлениями по бокам и украшен чугунным орнаментом. Главный фасад был снабжён колоннами, поддерживавшими Антаблемент павильона, углы были увенчаны торшерами. В стенах имелись ниши, в которых располагались литые чугунные скульптуры. Предполагалось что именно этот павильон поедет в Париж, но в 1898 году стало известно о том, что под всю экспозицию продукции Уральских горных заводов в Париже будет отведена общая площадь в 100 квадратных сажений, павильон же Широва занимал одну пятую часть всей площади и было принято Решение отказаться от его использования в Париже. 

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Так было принято решение о создании нового, более компактного павильона, который в итоге и стал самым известным в мире образцом каслинского литья и  визитной карточкой Каслинского чугунолитейного завода. В последствии он вошел  в историю как «Каслинский чугунный павильон». Именно этот павильон демонстрируется сейчас в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных икусств.    

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Создание Каслинского чугунного павильона для выставки в Париже началось в 1898 году.  Толчком к этому стало   получение каслинскими мастерами золотой медали на Стокгольмской выставке 1896 года. Сразу же после этого Главное правление Уральских заводов получило правительственное письмо с предложением обязательно участвовать в выставке в Париже. Размещение заказа на проектирование павильона осуществлял В. Г. Дружинин, поверенный по делам заводов своей матери О. П. Дружининой, совладелицы заводов Кыштымского горного округа. Дружинин описал Е. Е. Баумгартену общую архитектурную концепцию будущего павильона — в проектном задании были указаны основные конструктивные параметры, учитывавшие сокращённую выставочную площадь, а также требование максимальной естественной освещённости. Выполнение скульптурных элементов будущей композиции Баумгартен поручил М.Л Дилону.    

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Сначала был выполнен эскизный проект, затем  рисунки элементов конструкции переносились на дерево, вырезались и шлифовались, потом по деревянным моделям создавались литейные формы, затем в формы заливался чугун. Так шаг за шагом в кропотливом труде создавался этот павильон. К лету 1899 года около 3000 чугунных деталей павильона были отлиты на Каслинском заводе. Детали соединялись между собой в крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам каркаса сооружения.   

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Павильон собирали и разбирали несколько раз, исправляя недочёты и совершенствовали  его конструкцию и деревянный помост. На деталях павильона сохранились клейма с именами 16 мастеров-формовщиков: П. Тепляков, Н. Тепляков, А. Мочалин, А. Торокин, В. Агеев, С. Агеев, Ф. Самойлин, П. Самойлин, М. Игнатов, В. Тимофеев, В. Кузнецов, С. Хорошенин, И. Захаров, Г. Пермин и П. Рязанцев. За финальную чеканку и подгонку деталей отвечали чеканщики Ф. Глухов, М. Малов, М. Ахлюстин, П. Козлов и Н. Мягков, за чернение поверхностей — мастер по окраске художественного литья Д. И. Новгородцев. К концу 1899 года основные работы по созданию павильона были завершены.    

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

На выставке в Париже павильон экспонировался в здании отдела горного дела и металлургии вместе с чугунной скульптурой « Россия», автором которой был   Н. А. Лаверецкий. Скульптура была отлита  для Нижегородской выставки 1896 года и олицетворяла  женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе, охраняя богатство и роскошь Каслинского павильона. 

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  На выставке в Париже в Каслинском  павильоне экспонировались около полутора тысяч лучших образцов литых изделий, в том числе скульптуры, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, а также письменные приборы.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Отдельные ажурные элементы павильона были окрашены под бронзу специально изобретенным для этого составом автором которого и исполнителем окраски был специально приглашенный для этого. из Петербурга преподаватель Петербургского ремесленного училища Б. О. Богач. 


Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

По данным акционерного общества Кыштымских горных заводов, расходы на экспонирование павильона на выставке в Париже составили 25 548 руб. 69 коп.   Это было целое состояние по тем временам!

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  В Париже павильон получил самую высокую оценку за качество монументально-декоративного художественного литья —гран-при «Хрустальный глобус» и Большую золотую медаль выставки в классе «Приготовление металлических изделий» в отделе горного дела и металлургии.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Президент Вранции Эмиль Лубе, посетивший выставку, выразил желание приобрести павильон со всеми экспонатами, включая скульптуру «Россия», за два  миллиона  рублей. Управляющий Кыштымскими заводами П. М. Карпинский согласился на условия покупателя, но отказался продать символизировавшую русскую державу скульптуру. Тогда, из его уст  и прозвучали знаменитые слова  «Россия» — не продаётся!».   Сделка не состоялась и президент Франции остался один на один со своими мечтами. 

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  После окончания выставки павильон разобрали на детали и отправили обратно на Урал.  Долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале дома управляющего заводом в Каслях.

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  В 1921 году, директор Каслинского завода Н. Ф. Захаров, проведя ревизию запасов, распорядился переплавить части павильона для выпуска бытовой продукции. Мастера Каслинского завода, знающие цену и значимость павильона отправили в Уральский обком письмо с просьбой сохранить Каслинский павильон как произведения искусства. Рабочих поддержали работники Свердловского государственного краеведческого музея. К большому сожалени, к моменту рассмотрения данных обращений о сохранении павильона как художественной ценности,   значительная часть фрагментов была уже переплавлена.   

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Решение было принято- сохранить павильон или по крайней мере сохранить то, что от него осталось. И в 1922 году в музей УОЛЕ с Каслинского завода поступили оставшиеся детали Каслинского павильона. Шедевр нуждался в реставрации.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  В 1949 году сотрудники Свердловской картинной галереи обратились к руководству Каслинского завода с просьбой о помощи в восстановлении павильона. Работа по восстановлению павильона началась в 1957 году под руководством начальника участка художественного литья С. М. Гилёва и мастера А. Д. Блинова. 13 мая 1957 года в Касли были доставлены 26 ящиков с 529 деталями павильона, 20 мая того же года — ещё 18 ящиков с 348 деталями. Под руководством Гилёва и Блинова были воссозданы по сохранившимся фотографиям недостающие части павильона. Из-за отсутствия исходных чертежей и эскизов в ходе подгонки детали неоднократно переделывались, павильон сначала собирали на Каслинском заводе на деревянном каркасе, а затем в разобранном виде перевезли в Свердловск, где сборка также производилась с использованием деревянных лесов.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Скульптура «Россия» также подверглась реставрации — в 1958 году заново были отлиты меч, корона, скипетр и держава.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  3 мая 1958 года в одном из залов Свердловской картинной галереи состоялось открытие восстановленного Каслинского чугунного павильона.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Первоначально, размеры зала картинной галереи не позволили установить ажурное навершие, штандарт и гирлянды, украшавшие павильон на выставке в Париже. Доступ для обзора был организован только с двух сторон.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

   В 1985 году Свердловская картинная галерея была реорганизована в Музей изобразительных искусств, которому было выделено новое здание по адресу пер. Воеводина, 5 в городе Екатеринбурге. В центральном зале выделенного корпуса был сооружён гранитный подиум, выдерживающий нагрузку в 20 т. Павильон вновь был разобран и перевезён в новое здание, что позволило смонтировать все декоративные элементы и обеспечить круговой обзор всего сооружения. Открытие экспозиции состоялось 9 июня 1986 года. В июле 1986 года на Каслинском заводе были вновь отлиты ажурные детали навершия и штандарты, установка которых состоялась в августе того же года.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  В 2010 году златошвеи Ново Тихвинского женского монастыря воссоздали исторический облик бархатного балдахина, венчающего центральный вход павильона. Бархат был расшит изображениями торговой марки Кыштымского горного округа. Павильон восстановил свой первоначальный облик и он предстал перед зрителями в том виде, в котором он был представлен на всемирной выставке в Париже в 1900 году  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Что же представляет из себя павильон? Павильон представляет собой прямоугольное сооружение высотой около 5 метров с ажурными орнаментами на стенах и элементах каркаса. Внутрь ведут три входа: два по центральной оси, оформленные сверху ажурной короной с надписью «Кыштымские горные заводы наследников Расторгуева», и третий вход, расположенный перпендикулярно им и украшенный красным бархатным балдахином на чугунных пиках. Детали окрашены в чёрный цвет ипозолочены. Чёрная окраска чугуна контрастирует с красным бархатом. В советское время золочение отсутствовало, его заменял слой бронзовой краски. В 2000 году реставрационные работы по золочению павильона были завершены, и была заново полностью воссоздана идея, предложенная Е. Е. Баумгартеном более века назад, которую осуществил в 1900 году преподаватель Петербургского ремесленного училища Б. О. Богач.

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  По высоте павильон делится на три яруса. Нижний ярус имеет минимальное количество орнаментов, служа основой всей конструкции. Средний ярус наиболее насыщен орнаментами и фигурами. Верхний ярус имеет облегчённые рельефы с сетчатыми окнами, обеспечивающие снижение массы конструкций снизу вверх.  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Баумгартен с участием Марии Львовны Диллон, отвечавшей за исполнение всех скульптурных фрагментов, соединил в проекте павильона древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, заимствуя их образы из «Сборника византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г. Г. Гагариным» и монографии Н. Ф. Лоренца «Орнамент всех времён и стилей». М. Л. Диллон создала фигуры птиц Сирина и Алконоста сказочных героев, размещённых в среднем ярусе павильона, драконов в верхних углах павильона. В работе над фигурами драконов она использовала рисунок хрустальной чаши с ручкой в виде дракона, выставлявшейся на Всемирной выставке 1878 года и опубликованной в вышедшем в 1880 году в Штудгарте сборнике «Декоративные фигуры и вазы».  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

  Образы для горельефов вещих женщин-птиц были заимствованы из картины В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали». Таким образом в проекте павильона персонажи древнерусских сказаний были объединены с мотивами средневекового западного искусства и элементами декора эпохи Ренесанса. По мнению искусствоведов, «убранство павильона весьма эклектично, но не утомляет своей насыщенностью элементами, взятыми из разных культурных традиций, и способствует тому авторский замысел и определённая лаконичность цветового решения».  

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Если Вам доведется побывать в Екатеринбурге, обязательно сходите в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, посмотрите на Каслинский чугунный павильон. Его великолепие и празничное убранство навсегда останутся в Вашей памяти. 


В статье использованы фотографии автора. Все эти и другие фотографии Автора можно купить на странице автора в фотобанке Лори по адресу: https://lori.ru/Karachev, а так же на данном сайте написав Автору.   


Галерея блогов «Фото путешествия»/ «Blogs photo travel»

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Прогулка по городу Алма́-Ата́ и его окрестностям

В данной статье предлагаю Вам совершить небольшое виртуальное путешествие в город Алма́-Ата́, Республики Казахстан.
Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Город Верхотурье

Каслинский чугунный павильон. Фото и жизнь

Гора Юрма

В данной статье предлагаю Вам отправиться в виртуальное путешествие на гору Юрму — Юрминский горный массив или...