Гора Юрма на Южном Урале передставляет собой систему вытянутух горных вершин, объединяемых под общим названием Юрминский хребет, а в простанородном диалекте гора Юрма. Горный хребет, вытянут с севера на юг и имеет общую протяженность более 21 километра. Хребет расположен на севере национального парка «Таганай» на территории Кусинского района Челябинской области и считается северной оконечностью Южного Урала, севернее него расположены горы Среднего Урала.
Откуда произошло название Юрминского хребта
Единого мнения по данному вопросу не существует. Есть версия происхождения топонима Юрма, согласно которой источником названия Юрма явилось диалектное значение йүрмә — «дремучий лес», зафиксированное в миасском говоре башкирского языка. Раньше места вокруг Юрмы были труднопоходимыми. Гору окружали топи, каменные реки и дремучий лес, поэтому к Юрме не просто было подобраться.
Есть интересное описание этой горы, сделанное геологом И. В. Мушкетовым. Он так описал трудности работы в районе горы Юрмы: «По юго-западному гранитному склону Юрмы мы опустились в лесистую и болотистую долину, отделяющую Юрму от Таганая. Трудно представить себе ту глушь, какая встретила нас в этом месте. Едва проходимые леса, бездонные болота с грудами осыпей из остроугольных валунов и с целыми кострами валежника, часто совершенно истлевшего и носящего свежие следы медведя, топи, обманчиво прикрытые мохом, — вот всё, что находит наблюдатель в этой пустыне».
По еще одной версии название Юрма в переводе с башкирского, означает «Запретная гора» (башк. мә — не, йөр/йөрө — ходить) — то есть — «Не ходи!». Среди населявших местные территории башкир долгое время существовал религиозный запрет на посещение священной вершины. Запрет был связан с тем, что путь к горе по мнению башкир охранялся злыми духами. О том, что в культуре древних башкир, по сравнению с остальной частью их языческого мировосприятия, издревле превалировал культ гор, свидетельствует множество уже изученных в настоящее время артефактов и сделанных в последнее время этнографических открытий. Согласно данного культа у каждой горы был свой дух-хозяин, с которым нужно было считаться, подносить дары и вообще с уважением относится к окружающей природе, так как любое действие могло послужить причиной обращения на себя гнева властителей вершин. Сейчас древние запреты уже ушли в прошлое и по водоразделу хребта въется довольно сильно наезженная дорога
Легенда о богатыре Семигоре и злой старухе по имени Юрма.
Жил на Южном Урале русский богатырь Семигор. Силен был он и крепок, да и волшебной силой обделен от природы не был! Был богатырь Семигор хозяином Ильменских гор и было у Семигора большое хрустальное зеркало, да не простое оно было, а волшебное. Если посмотреть в то зеркало, то все что делается на земле, на воде, в воздухе видно в нём… Жил богатырь не тужил… А неподалеку, в лесной глуши жила одна злая и завистливая старушка. Была она когда-то красавицей писанной, но время и годы не пощадили ее, и люди как прежде звали ее Юрмой, вспоминая о том времени когда она была юной красавицей.
Очень уж хотела старуха Юрма то зеркало волшебное у богатыря Семигора себе забрать. Думала она да гадала как стать хозяйкой того зеркала волшебного и решила Юрма то зеркало волшебное у богатыря Семигора украсть. Выждала она момент, когда богатыь Семигор уехал из дома, пробралась к нему в дом и взяла то зеркало волщебное! А зеркало то было тяжелое притяжелое. Взять то взяла его старуха Юрма в руки, да не удержала в руках, уронила. Упало зеркало со скалы на камни, да и разлетелось на мелкие осколки. Рассыпались осколки по окрестностям и каждый осколок упав на землю в озеро превратился. А Юрма разозлилась и давай горстями комья земли в те озера бросать. И там где эти комья земли в озера падали, там островки на озёрах и появились. Вернулся богатырь домой, увидел что произошло, рассердился и превратил старуху Юрму в гору каменную. Так и стоит она по сей день среди лесов дремучих седая, старая Юрма…
Легенда о великане Таганае, красавице Уреньге и ведьме Юрме.
В давние, предавние времена жили на Земле великаны и колдуны, а племена людей тогда еще были очень и очень редки и малочисленны. В дремучих лесах и высоких горах пролегающих между Европой и Сибирью жил в те времена богатырь и великан Таганай и была у него возлюбленная — красавица Уреньга. И в тех же краях жила и злая ведьма Юрма. У злой колдуньи Юрмы было волшебное зеркало, которое могло показать все, что происходит далеко-далеко, в любом месте, с любым человеком, о котором только подумает тот кто держит это волшебное зеркало в руках своих..
Завидовала ведьма Юрма молодой красавице Уреньге, что любит ее богатырь Таганай, да так завидовала, что злостью кипела, спать не могла и не было ей покоя ни днем ни ночью. И вот однажды решила она погубить возлюбленную великана Таганая — красавицу Уреньгу. Выбрала она момент, когда богатыря Таганая не было дома и подарила она Уреньге белого коня. Не хотела Уреньга принимать подарок от злой ведьмы, да не устояла, уж слишком красив был конь, подаренный ей колдуньей Юрмой. А через некоторое время, когда богатыря Таганая опять не было дома, прибежала старая ведьма к девушке с известием. Мол увидала она в своем волшебном зеркале, что лежит на земле ее возлюбленный один одинешенек и умирает от ран в мрачном холодном лесу.
Испугалась красавица Уреньга за любимого: «Где он лежит, раскажи?» Спросила несчастная девушка, а старуха Юрма махнула рукой на запад — «Там, далеко, далеко за горами, за лесами в глухой тайге лежит он и помощи ждет». Вскочила Уреньга на подаренного ведьмой коня и помчалась во весь опор, не различая дороги, только об одном и думала на скаку: как спасти своего любимого.
Подареный ведьмой красавец конь сначала скакал без устали, в даль далекую, сквозь туманы мохнатые, по топям непроходимым, через скалы высокие в края далекие, а затем вдруг встал на дыбы и сбросил с себя девушку. Развернулся конь на скаку и умчался назад к своей хозяйке. Вернувшийся домой Таганай долго искал свою возлюбленную, но так и не нашел, ни ее саму, ни ее коня. Пошел он тогда к ведьме, и стал ее просить посмотреть в волшебном зеркале, где сейчас его Уреньга. А старуха злорадостно улыбаясь говорит ему: «На, сам смотри».
Взял волшебное зеркало Таганай и увидел, что лежит его возлюбленная Уреньга в дремучем лесу мертвая. Сразу став седым от горя, стал прощаться и хотел он уже было уходить, да заметил во дворе у ведьмы белого коня которого дарила Уреньге старая Юрма. Тут и догадался богатырь, что всё подстроила злая колдунья. Убил он ведьму, а зеркало то ее волшебное разбил. Разлетелось оно осколками во все стороны и там где упали его осколки появились красивейшие озера. Затем собрался великан Таганай в путь дорогу и пошел хоронить свою возлюбленную. Долго шел он,в даль далекую, сквозь туманы мохнатые, по топям непроходимым, через скалы высокие в края далекие шел, шел, да не дошел — умер по дороге от горя. Так и лежат теперь все трое в виде горных хребтов: на западе — красавица Уреньга, на севере — злая Юрма, а между ними — седой Таганай. Осколки волшебного зеркала стали озерами, и так их было много, что нигде нет столько озер, как к востоку от горы Юрмы.
Отправимся же и мы в виртуальное путешествие на гору Юрму
Высота горы Юрма — 1003 метра над уровнем моря. Это первый тысячник Южного Урала. Сложена Юрма кристаллическими горными породами. Верхняя часть горы — обширное, поросшее мелким густым ельником ровное плато с разбросанными по нему то тут то там красивейшими останцами.
Координаты достопримечательностей Юрмы:
— Скалы «Розовый Замок» — 55,46735°, 60,030833°
— Скважина и турстоянка «Труба» — 55,468883°, 60,017233°
— Гора Юрма — 55,477222°, 59,986389°
— Скала «Чёртовы ворота» — 55,486733°, 60,0011°
— Скалы «Чёртово городище» — 55,498217°, 60,005383°
— Скала «Башмак» — 55,503175°, 60,015835°
— Скалы «Крепость» — 55,509274°, 60,020209°
— Скалы «Южные ворота» — 55,463915°, 59,969692°
Отправимся же и мы в путь, но вначале пути прочитаем очень правильные по своей сути стихи с плаката установленного на обочине дороги у начала пути:
Вы в поход пришли ребята, отдохнуть конечно надо,
Поиграть и порезвиться и наесться и напиться,
Но вокруг остались банки, целофан, железки, склянки,
Оставлять их здесь нельзя, не поленимся друзья,
Мусор здесь в лесу чужой, заберем его с собой…
Запомним их… и в путь…
Далеко-далеко за словесными горами в стране гласных и согласных живут рыбные тексты.
И это уже все очень серьезно… Н. К. Чупин в 1870-х годах писал в своём «Словаре Пермской губернии», что на Юрме было много медведей: «во всём Екатеринбургском Урале не убивалось их столько, как на Аракуле и Юрме».
Здесь же в лесу, возле курумов, спускающихся со склонов много оборудованных стоянок для ночлега. Под курумными развалами есть вода. Можно разбить лагерь, сварить еду, переночевать, а утром оставив тяжелое снаряжение в лагере подняться на хребет Юрму.
При виде играющих языков огоня костра в ночи всплывают в памяти слова старой туристической песни…
Ночью костер,
Ночью костер
Ласково светится,
Звездный простор,
Звездный простор,
Медленно вертится…
Стелется дым, дым, дым, …
Куда теперь денешься…
Станешь седым,
Как дым,
Но не изменишься…
Здесь, на вершине водораздела нас вновь встречает зелень еловых веток… Этим елям не суждено вырасти большими красавицами, но шишки на них вполне настоящие, напоминающие те что можно видеть на ихбольших сестрах внизу в долинах.
Как сообщается в книге А. В. Козлова «Таганайскими тропами», в сентябре 1847 года «башкиры обнаружили на Таганае (в районе между Дальним Таганаем и Юрмой) хорошо оборудованную раскольничью заимку. Позднее здесь же были задержаны крепостной крестьянин демидовских заводов раскольник А. Нагибин и отставной мастеровой Златоустовского завода В. Турушев, которые были отданы под суд за укрывательство в лесах и другие противозаконные по тем временам действия»
Ну, а на фото, конечно же, уже в наши дни оборудованное место для отдыха… А вот воды здесь, на водоразделе, нет… Приходится обходиться тем что взяли снизу…
Спасибо всем кто отправился вместе с нами в это завораживающее путешествие на одну из самых красивых гор Урала. Сохраняйте страничку в закладках, делитесь с друзьями, оставайтесь на связи и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!